Проходя замусоренными улицами европейской столицы, я вижу их – подростков, которым некуда стремиться. Они живут в мире нищеты и отчаянья. С каждым днем их становится все больше и больше, их число стремительно растет, но никто не хочет это видеть – безликий и безучастный социум, ускорив шаг, проходит мимо тех, кто остался в стороне, на грязной обочине жизни. Отчаянье в их глазах приводит в отчаянье меня. Они не ждут помощи. Они не простят жалости. У них нет дома. У них нет надежд. Безысходность. Беспричинное насилие. Клей в полиэтиленовых кульках. Если повезет – доза первинтина. Но такое бывает редко, «винт» - дорогое удовольствие для юных обитателей киевского «дна».
Они живут одним днем. Все их стремления – найти угол для ночлега, выпросить мелочи на хлеб и клей, уйти от милиции, уйти от «волков улицы», всегда готовых воспользоваться беспомощностью никому не нужных детей. Как правило, эти дети – выходцы из малообеспеченых семей, дети алкоголиков и наркоманов, сироты, беглецы из детских домов и интернатов. У большинства нет даже среднего образования, у многих его никогда не будет. У них нет будущего. Едва достигнув лучшей поры жизни, наши подростки уже вычеркнуты из нее. Кто они? Неудачники, наркоманы, шпана, беспризорники? Позор Украины? Боль прошлых поколений? Помните памятник солдату-освободителю? Чьи сильные руки поднимут над пропастью безысходности этих детей? Чьи слезы смоют с них грязь пережитой боли?
А люди проходят мимо, спеша обойти стороной эту боль, впитавшуюся в асфальт. Стайка оборванных подростков с заостренными бледными личиками заняла темный угол подземного перехода. Дребезжит расстроенная гитара. Подхожу к ним, кладу свежий хлеб на расстеленный для посильной помощи прохожих рваный кулек. Сердобольность прохожих впечатляет – за час игры в переходе подростки собирают не больше гривны.
- У вас не будет двадцати копеек? – Обращается ко мне худенький подросток.
- Ну не наглость ли? – Возмущаюсь я. – Я им хлеб, а они еще что-то вымогают.
- Он не ел два дня, - поспешила заступиться за мальчика его подружка.
Протягиваю «пятерку».
- Я тоже не ела. Придумаем вместе, чем перекусить.
Удивление на лицах. Изучающие взгляды. Я понимаю: малейшая фальшь с моей стороны, и их души спрячутся за масками. Они же видят все, видят с первого взгляда, видят насквозь. Они знают, в ответ на какую сказку раскроется кошелек очередного благодетеля. Но я не благодетель. И не собиратель народного фольклора.
- Чем ты занимаешься? - Спрашивают меня.
- Ищу работу. Недавно приехала в Киев.
Уважение. Сочувствие. Теперь я для них – «своя». И все-таки, старший в компании с недоверием косится на фирменную нашивку моих джинсов.
- Ничего, ребята, - продолжаю, - я умею выкручиваться. Вот видите мои джинсы? Я их в сэконд-хэнде из кучи рванья вытащила и в божеский вид привела.
- Правильно, - кивает старший, - чем лучше выглядишь, тем меньше менты пристают.
Я сажусь на ступеньки и слушаю гитарный перебор. Две девушки забрали выпрошенные деньги и отправились в магазин. Вернулись с майонезом и сосисками. В мыслях я уже приготовилась отказаться от угощения, но потом поняла, что еду здесь не предлагают – за нее чуть не дерутся.
- Эй, что ты там жуешь? – Окликнул не евшего два дня подростка парень лет пятнадцати, подошедший к компании.
Затравленный взгляд. Напряженное выражение лица. Недолгая внутренняя борьба, и мальчик протягивает бутерброд другу. Именно другу, так как никто другой не смог бы вырвать кусок из рук голодного ребенка.
- Нет, спасибо, - улыбается парень, - я «винта» вмазал, еще долго не до еды будет.
Они не смогли спокойно поесть. Как только на углу перехода появились два милиционера, ребята кинулись врассыпную, и я даже не успела спросить о том, как им удается выживать на улице. Пристаю к стражам порядка – почто детей гоняете? Узнав, что я журналист, стражи ретируются, ничего внятного не ответив.
Рассказал мне о жизни «на дне» семнадцатилетний Саша. На улице он уже три года. В четырнадцать лет покинул бабушку-алкоголичку и родное белорусское село. В Киеве научился жить «на дне». С компаниями таких же, как он «отбросов общества» не связывается. Стаей, конечно, выживать легче и безопаснее, но подчиняться законам и требованиям «вожака» не хочет. Зимой прибивается к обществу взрослых «бомжей», устроивших ночлежку в недостроенном корпусе больницы Павлова. «Взросляки» не обижают, да и тепло в постройке – бездомные ежедневно назначают ответственного за костер, и он сутки следит за тем, чтобы были дрова и горел огонь для всех обитателей корпуса. Летом Саша находит ночлег сам и не посвящает общественность в детали: «Узнает кто - придут менты и выгонят».
Иногда его нанимают различные мелкие фирмы – срывать с рекламных стендов и фонарных столбов объявления конкурентов. Временами удается что-то украсть в магазине или на рынке, но такая возможность случается не часто: «Народ пошел нищий и осторожный». Можно попрошайничать возле церквей, иногда в храме могут накормить или подарить поношенную одежду. Саша мечтал бы стать пациентом психиатрической больницы – никто не трогает, всегда есть еда и теплая чистая постель. Но по трезвости рассуждений мальчика я опасаюсь, что его мечта сбудется не скоро.
Вернуться домой Саша уже не может – улица сделала его другим, но всем беглецам искренне советует все-таки вернуться. О будущем думать не хочет – оно безрадостно. За жизнь держится из запредельного упрямства. Утверждает, что рассказывать про себя он не любит, и перед каждым настырным собеседником лицедействует.
- Ты не хочешь есть со мной потому, что я бомж? Так я моюсь. И одежду стираю. Регулярно. – С истинно подростковой безапелляционностью Саша нападает на меня за то, что я отказалась разделить с ним «трапезу» - пару купленных в киоске пирожков.
Нужно быть большим фантазером для того, чтобы повседневная действительность стала переносимой. А тем временем день угасает. Киев зажигает огни. Мелькает приветливый огонек и в окне недостроенного корпуса павловской больницы. Приглашает на ночлег.