"ПОСЛЕ ХИМЧИСТКИ КУРТКА-ДУБЛЕНКА СТАЛА НА ДВА-ТРИ РАЗМЕРА... МЕНЬШЕ, А ВОЗЛЕ КАРМАНОВ НАЛОЖИЛИ ЗАПЛАТКИ НА ПРОТЕРТЫЕ ЧИСТКОЙ ДЫРКИ"
В большинстве случаев клиенты при сдаче своей вещи в химчистку не глядя подписывают квитанцию
Дария ДУБНИЦКАЯ "ФАКТЫ"
С приходом весны многие относят свои прослужившие всю зиму шубы и дубленки в химчистку. И как же бывает обидно, если чистка дорогую вещь испортила! Доказать вину организации, оказывающей услуги, и возместить ущерб будет довольно сложно. Сотрудникам химчисток известны слабости их клиентов: в большинстве случаев они плохо знают свои права, привыкли верить на слово и не читают документы перед тем, как поставить свою подпись.
"Вся книга жалоб пестрела негативными отзывами клиентов"
- В декабре 2006 года я купил куртку-дубленку за четыре с половиной тысячи гривен, - рассказал "ФАКТАМ" киевлянин Виталий Харченко. - Надел раза три, поставил пятно на рукаве. Пришлось отнести куртку в химчистку на Куреневке, заплатил за услуги 350 гривен. Мне пообещали, что за две недели справятся с заказом. В указанный в квитанции день пришел забрать свою вещь, но сотрудники химчистки сказали, что заказ еще не готов, и попросили перезвонить еще через неделю. Но и позже куртку не выдали! На улице холод, а я месяц свою дубленку получить не могу, хотя в квитанции указано: заказ выполняется максимум за 21 день.
Потом выяснилось, что моя дубленка... куда-то пропала! Через три дня, после того как я "обрывал" им звонками телефон, ее отыскали. Но куртка стала на два-три размера(!) меньше, кожа огрубела и залохматилась, напыление облезло... А еще в процессе чистки возле карманов протерли дырки и поставили на них заплатки! Я в химчистку сдавал дубленку или в ателье по ремонту одежды?
Куртку можно было чистить только вручную, но, видимо, ее отправили в машину и установили неверную программу. В квитанции о приеме изделия я расписался не глядя, решив, что это просто формальность. А сотрудники химчистки указали там: дубленка имела 75 процентов износа. Да я ведь надел ее раза три, не больше!
Конечно, я попросил книгу жалоб, а когда открыл ее, понял: надо было это сделать до того, как сдавать свою вещь. Вся книга жалоб пестрела негативными отзывами клиентов. В городском управлении по защите прав потребителей, куда я обратился, мне не смогли помочь. Теперь буду судиться с этой химчисткой. К слову, испорченную дубленку я у них не забрал - так и лежит в химчистке почти полтора года! Мне предлагали вернуть деньги за чистку, но я не согласился - потом в суде не докажешь ничего.
- К сожалению, украинская статистика нарушений прав потребителей в сфере услуг нам неизвестна, - прокомментировал ситуацию президент Ассоциации потребителей "Общественный контроль качества, стандартов, безопасности продукции" Александр Стукаленко. - Но в России, согласно отчетам государственных учреждений, около 30 процентов нарушений в сфере услуг происходят именно в химчистках. Это свидетельствует о том, что система государственного контроля несовершенна, а законодательство пока не позволяет эффективно влиять на процессы, приводящие к нарушениям.
Конституция Украины гарантирует права потребителя на информацию, на безопасность продукции, на получение качественных услуг. Существуют нормативные документы, которые регламентируют работу химчисток - весь производственный процесс должен соответствовать определенным нормам, правилам и стандартам. Если случай нарушения прав потребителя не единичный, значит, в этой химчистке существуют проблемы на самом производстве.
"Надо правильно оценить сумму материального ущерба и подтвердить его документально"
- Для того чтобы возместить ущерб, причиненный химчисткой, потребитель может обратиться в суд, - продолжает Александр Стукаленко. - Поэтому надо сперва собрать юридические доказательства того, что его право было нарушено, правильно оценить сумму материального ущерба и подтвердить его документально. Доказательствами могут служить заключения экспертов о стоимости вещи и проценте износа на момент сдачи куртки в химчистку, квитанция заказа, товарный чек на покупку изделия.
Чтобы провести экспертную оценку вещи, потребителю нужно обратиться в службы Госпотребстандарта, например, для киевлян - в Укрметртестстандарт, где специалисты имеют право давать официальное заключение. За проведение оценки придется заплатить, однако затраты, понесенные в процессе сбора доказательств, можно будет компенсировать по решению суда в пользу истца. Кроме того, потребитель еще имеет право на возмещение морального ущерба. После сбора всех необходимых документов можно подавать исковое заявление в суд.
Хотел бы обратить внимание, что есть еще одно направление по пресечению аналогичных нарушений прав потребителей. Я бы порекомендовал пострадавшему обратиться с заявлением в государственные органы, занимающиеся контролем качества продукции и услуг (например, к государственным инспекторам Укрметртестстандарта), чтобы они проверили производство химчистки: наличие разрешительных документов, документов на оборудование, которым пользуются, соответствие процесса производства нормам, стандартам, регламентам и правилам. Возможно, исходя из результатов проверки, у потребителя, чьи права были нарушены, появятся дополнительные доказательства для суда.
Настоятельно советую: подписывая документы при сдаче изделия в химчистку, посмотрите, в какую сумму оценивается вещь и какой указывается процент ее износа. Иначе в суде будет сложно доказать, что вещь была новее и стоила дороже.
|